Иногда ТРИЗ ассоциируют с методиками активизации мышления, прицельно и эффективно работающими с отдельными аспектами проблемных ситуаций или даже свойствами человеческого мышления. К таким методикам можно отнести, например, мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод морфологического ящика, метод парадоксов, метод «шести шляп», и др. Зона применения их локальна.
Хотите, например, «нагенерить» большое количество идей вокруг весьма конкретной постановки задачи? – Пожалуйста, используйте мозговой штурм. Но не надо называть это методом ТРИЗ и подменять им извилистый и трудоемкий процесс реализации проекта ТРИЗ.
Желаете эффективно «размножить» концепцию решения для заказчика и по-разному ее локализовать? – Применяйте морфологический ящик. И результаты будут достаточно быстро получены при четком понимании, в каких границах эти результаты будут применимы.
ТРИЗ в современном ее формате, внедряемом в бизнесе, не об этом. Не путайте инструменты снятия психологической инерции и инструменты совершенствования искусственных систем (технических объектов, технологий, организационно-управленческих структур, продуктов, услуг и пр.), позволяющие: командно, по вполне формальным алгоритмам прорабатывать необходимые для создания "нового качества" аспекты (требования субъектов, функциональные и структурные композиции искусственных систем).
ТРИЗ - это методология, которая давно разрослась в десятки самостоятельных (и не очень) инструментов, которые служат:
a) комплексному анализу бизнес-процессов или продуктов (товаров, услуг);
b) выявлению проблем, постановке локальных задач и формулировке приоритетных направлений изменения бизнес-систем;
c) моделированию решений по оптимизации, реинжинирингу или созданию новых процессов или продуктов;
d) подготовке ТЗ для дальнейшей конструкторской или инженерной проработки найденных решений.
Используя ТРИЗ, можно найти выход как из, казалось бы, нерешаемых тупиковых ситуаций, так и сформировать рекомендации по улучшению бизнес-системы. Отдельного внимания заслуживают инструменты ТРИЗ, применение которых выводит решателей на идеи о создании принципиально новых, неизвестных рынку продуктов и прорывных технологий. Таких инструментов немного, но и ТРИЗ еще достаточно молода для того, чтобы считать ее панацеей.
О различных этапах работы над проектов читайте в
статье