Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – это методология, возникшая в 1956 г. в СССР, которая представляет собой набор эвристик (более 30 методов, алгоритмов и процедур), способствующих продуктивному творческому мышлению и созданию ранее неизвестного. Автор и создатель теории – Г.С. Альтшуллер (https://www.altshuller.ru).
Идея в основе методологии
Творчество, как создание нового, – это не удел избранных, особенно талантливых людей, находящихся на фронтире научного знания (например, Дмитрий Менделеев, Альберт Эйнштейн и др.). Оно доступно каждому.
Статистически теория базировалась на анализе ~40000 патентов, по результатам которого были сформулированы общие закономерности, а также выявлены отдельные факторы и параметры, которые не всегда осознанно учитывались талантливыми изобретателями в процессе поиска решений нерешаемых до них человечеством задач.
Логика выполнения проектов с ТРИЗ
Поиск решений задач с применением ТРИЗ, как правило, переживает следующие основные этапы:
1. Анализ ситуации «как есть»;
2. Моделирование ситуации «как должно быть» (как хочет заказчик);
3. Конструирование решения, удовлетворяющего Заказчика.
При этом первоначально анализ проводится в контекстном, часто специфическом языке отрасли. Затем, при помощи специальных приемов реальная, контекстная ситуация описывается в общетехнических терминах.
Это позволяет найти решение задачи в максимально обширном поле поиска решений (не только в «своей», но и в любых других отраслях). После чего абстрактно найденное общетехническое решение «возвращается» на исходный контекст, применяется к конкретной ситуации и инженерно дорабатывается.
«Секрет успеха» ТРИЗ
Инструменты ТРИЗ позволяют найти нестандартные решения длительное время не разрешенных проблем за счет:
* встроенного механизма снятия психологической инерции;
* поиска решения задачи вне зависимости от специфики отрасли в едином массиве человеческих знаний;
* переформулирования и (или) замены задач, исходно поставленных Заказчиком, на объективно необходимые к решению для достижения цели.
Философия ТРИЗ
1) Все инструменты ТРИЗ исходят из идеи о том, что человек на протяжении своей истории создает себе технику (технические системы) – средство облегчения участия в какой-либо деятельности для получения желаемого результата. Соответственно, к технике относятся не только объекты инженерно-технического творчества, но и товары, услуги, технологические и бизнес-процессы.
Конечная цель создания технических систем – получить желаемый результат, а именно – функцию, ради которой системы создаются. В пределе, человеку от системы нужна только её функция (например, переместиться из точки «А» в точку «Б»), но не сама техническая система (автомобиль), ее эксплуатация, ремонт и утилизация.
Следовательно, чем меньше человек отвлекается на хозяйствование созданными им системами, тем они идеальнее. Идеальная техника занимает минимум времени, пространства и затрат на поддержание своего существование.
2) При этом технические системы «не стоят на месте» и развиваются по вполне конкретным статистическим закономерностям (законам развития). Исследование уровня развития конкретной технической системы позволяет спрогнозировать дальнейший этап развития и спроектировать сам переход – разработать новый объект инженерного творчества, товар, услугу, процесс.
3) Переход от текущей технической системы, в свою очередь, возможен только через выход из «зоны комфорта» – выявление и устранение противоречий.
Идеализация (1), Закономерности развития (2) и Противоречия (3), таким образом, составляют основу философии ТРИЗ.
Фармакодинамика
Сотрудникам разных уровней на предприятиях можно рекомендовать разные наборы инструментов ТРИЗ.
Например, топ-менеджмент работает с инструментами фокусировки на миссии, продукте, отношениях системы с надсистемой. Менеджеры среднего звена находятся в середине иерархии управления и должны адекватно доносить ценности руководства до линейного персонала, обладать возможностью «посмотреть» на бизнес-процессы компании, выявить наиболее узкие места в них и сформулировать указания по их устранению, на языке доступном лоу-менеджерам. Сотрудники линейного уровня традиционно работают с инструментами, способными промоделировать поведение системы в привязке к конкретным объектам в локальных зонах.
Форматы и продолжительность применения ТРИЗ также различны и зависят от содержания исходной задачи, требований и ограничений заказчика и владельцев процессов.
ТРИЗ сегодня
Инструменты ТРИЗ используются в отраслях народного хозяйства и служат:
* комплексному анализу бизнес-процессов и продуктов (товаров, услуг);
* выявлению проблем, постановке локальных задач и формулировке приоритетных направлений изменения бизнес-систем;
* моделированию решений проблем через оптимизацию, реинжиниринг или создание новых технологических процессов и продуктов;
* подготовке технических заданий для дальнейшей конструкторской или инженерной проработки найденных решений.
* Методология активно применяется в десятках стран мира в формах консалтинга, имплантации специалистов в R&D-подразделения компаний, обучения на всех ступенях школьного и вузовского образования. В отдельных странах рекомендована к применению малому и среднему бизнесу на государственном уровне.
Самое многочисленное и старейшее профессиональное сообщество разработчиков, методологов и практиков ТРИЗ собрано Международной Ассоциацией ТРИЗ (МА ТРИЗ, https://matriz.org, Knoxville, TN USA).